Апакуана — вождь индейцев племени Кирикирес
История Апакуаны — это история тысяч индейских женщин, которые вместе со своими общинами боролись против европейских завоевателей, защищая свою свободу и свою культуру. Её история — это история всей Венесуэлы, в которой женщины всегда были наравне с мужчинами и в трудный момент готовы были взять ответственность за целое племя, за весь народ в собственные руки и повести за собой.
Индейцы Кирикирес
Завоевание и оккупация долин Вальес-дель-Туй в Венесуэле началось в последней четверти XVI века, после того как испанцам удалось усмирить племена Лос Текес и убить их вождя Гуайкайпуро. Истина произошедшего заключается в том, что стремясь к господству и подчинению себе коренных народов, маскируясь лозунгами миссионерства и умиротворенности, испанцы завоевывали новые земли и продвинулись к Долине Саламанки, известной сегодня как Вальес-дель-Туй.
Борьба между хорошо оснащенными испанцами, у которых были лошади, обученные собаки, аркебусы, доспехи и щиты, которые имели большой опыт в искусстве войны, и коренными народами Венесуэлы, оснащенными только луком и стрелами, была неравной. Но индейские племена с неистовой силой защищали свои территории и свою культуру. Вся Долина Саламанка была залита кровью….
Фактически, целые общины в регионе Таката, включая их вождей, были истреблены, такие как Йорако, или из-за неравности сил сдались, такие как касик Парайуата.
Подчинив себе Долину Таката в 1577 году, согласно Овьедо и Баньос, энкомендеро Гарси-Гонсалес де Сильва решил захватить земли индейцев Кирикирес. В этом деле ему помогал инфант Франсиско, тот самый, который спланировал захват и смерть Гуайкайпуро.
Это был не первый поход Франсиско на эти земли. Он уже предпринимал набеги на территории Кирикирес в 1574 году, но потерпел неудачу.
Индейцы Кирикирес в своей борьбе использовали все доступные им на тот момент средства: копья, маканами (по сути наши боевые палицы), каменные ножи, строили огромные ловушки с деревянными отравленными шипами. Индейцы предпочитали атаковать ночью и всегда объединившись со всеми соседними общинами и поселениями.
Они были в хороших добрососедских отношениях с племенами Томуза, Маричес, Такатас, Мереготе, Каринья и Хирахарас. А вот с племенами Лос Текес Кирикирес враждовали. Поэтому когда инфант Франсиско попытался войти в Долину Вальес-дель-Туй, он в качестве помощников использовал тысячу индейцев Лос Текес.
Целительница и предводитель
С детства она была избрана для того, чтобы стать «пиаче» или духовной наставницей своего поселения. Это означало длительный процесс обучения военному искусству, способность конструктивно вести диалог и решать проблемы; а также обширные знания о своей территории, географии, ресурсах, древние знания своего народа, свойства растений окружающей их природы, ритуалы и культуру.
Апакуана, красивая индейская женщина с длинными черными волосами, была очень уважаемой и любимой в своей общине. Она исцеляла боли в теле и душе с помощью трав, зелий и словами любви. Она поддерживала связь с голосами прошлого, настоящего и будущего. И главной её задачей было воспитывать гордость быть индейцем племени Кирикирес, разжигать дух мятежа и поддерживать осознание опасности, представляемой близостью или присутствием колонизаторов на их землях.
Противостояние
Согласно летописи Овьедо и Баньос, в течение 1577 года испанские энкомендерос Гарси-Гонсалес де Сильва и инфант Франсиско прибыли на земли племён индейцев Кирикирес. Но их энтузиазм и боевой дух были быстро потушены старухой, которую звали Апакуана, матерью касика Гуасема, колдуньей и воительницей. Она подняла народ и составила стратегический план по освобождению своих земель от колонизаторов.
Согласна этому плану индейцы не должны нападать на испанцев немедленно, а подождать когда наступит ночь и завоеватели уснут в своих гамаках.
Когда в испанском лагере наступила полная тишина, нарушаемая посапыванием и храпом, индейцы ворвались к ним, схватили мечи конкистадоров, чтобы у тех не было возможности защищаться, и нанесли тяжелые ранения инфанту Франсиско и двум другим солдатам, спящим рядом с ним. В это самое время Гарси-Гонсалес проснулся от шума, бросился искать свой меч и не найдя его, обернул свою руку одеялом и вытащил из кострища горящее полено, чтобы защищаться им.
Так отступая назад, Гарси-Гонсалес дошел до того места, где хранилось запасное оружие и были привязаны собаки, которые будучи отпущенными с привязи накинулись на индейцев.
Обороняясь вновь приобретенным мечом и под прикрытием собак Гарси-Гонсалес взвалил на свои плечи инфанта и вместе с ним сумел убежать. Преодолев 5 лиг, он прибыл на территорию Лос Текес, которые помогли ему и обработали все раны. Индейцы Кирикирес преследовали его, но достигши земель своих индейских врагов Лос Текес, вынуждены были отступить.
После того, как испанцы восстановились и залечили раны, они решили отомстить индейцам за своё позорное бегство. Взяв с собой в поддержку индейцев Лос Текес, конкистадоры отправились на земли Кирикирес и застали их врасплох во время собрания общины.
Более 200 индейцев было уничтожено, а касик Акуарейапа был убит копьём в спину.
Среди схваченных индейцев была и Апакуана, которую тут же без промедления повесили за то, что она была инициатором сопротивления. Её тело ещё долго висело на дереве как предупреждение всем тем, кто попытается вновь организовать мятеж.
К 1592 году колонизаторы полностью подчинили себе территории проживания индейцев Кирикирес. На сегодняшний день не осталось ни одного представителя этого племени… Но имя отважной Апакуаны стало в Венесуэле синонимом сопротивления.
Даже спустя 440 лет после своей гибели, Апакуана, женщина-воитель и духовный наставник племени Кирикирес, остается одним из главных героев борьбы коренных народов Венесуэлы против испанских колонизаторов.
Эпизод истории с участием Апакуаны описан в манускриптах завоевателей. Но несмотря на то, что в этих письменностях её роль и отвага занижены по понятным для нас причинам, и в них мы находим свидетельства об активном участии женщин в лидерских и боевых ролях.
Женщины наравне с мужчинами-индейцами искусно обращались с луком и стрелами, активно участвовали в подготовке к боям и сражались на равных с мужчинами, а иногда и превосходя их.
Апакуана — индейская женщина, мать, целительница и мятежник. Её история борьбы и сопротивления особо впечатляет на фоне глубокого патриархата и женоненавистничества Европы периода позднего средневековья и эпохи инквизиций и казней ведьм.
Сегодня её героизм и жертвенность во имя своего народа признаны и со стороны государственных властей Венесуэлы, символическим актом чего стало захоронение её останков в Национальном Пантеоне в центре Каракаса.
Хотите ближе познакомиться с индейскими племенами и узнать больше историй о них? Закажи свой Тур в Венесуэлу и собирай чемоданы в дорогу! Тебя ждет много интересного и прекрасного!