Гумбольдт — натуралист, заново открывший Америку
Биолог, гуманист, географ, путешественник и астроном, прусс Александр фон Гумбольдт совершил великое путешествие по Южной Америке, которое породило много великих и важных открытий.
Александра фон Гумбольдта принято считать последним универсальным учёным. Его исследовательские путешествия и экспедиции были настолько обширными и масштабными и им сделано столько великих открытий в области географии, климатологии, этнографии, ботаники, что трудно сравнить с кем-либо, сделавшим столько научных открытий. В его честь названо много географических явлений и объектов: холодное течение вдоль побережья Перу, реки, заливы, водопады, природные парки и даже кратер на Луне. Это не считая многочисленных видов растений и животных.
Фридрих Вильгельм Генрих Александр Гумбольдт родился в 1769 году в замке Тегель, недалеко от Берлина, в аристократической прусской семье. Он получил образование от учителей, которые пробудили в нем страсть к естественным наукам и путешествиям.
После смерти отца он изучал юриспруденцию в Университете Гёттингена, как пожелала его мать. Но это не помешало ему брать уроки естественных наук у Георга Форстера, который был ботаником во второй экспедиции капитана Джеймса Кука.
В 1797 году, после смерти своей матери, Гумбольдт подал в отставку с его многообещающей карьеры в качестве чиновника в Департаменте шахт Пруссии и отправился в Париж, где он познакомился с Эме Бонпланом, ботаником с такими же идеями, как у него.
Они вместе решили следовать своей мечте и отправиться в экспедицию. После нескольких неудачных попыток, среди которых была экспедиция Наполеона в Египет, они совершают путешествие по Средиземноморскому побережью от Марселя до Барселоны, Валенсии и Аликанте. Когда молодые ученые прибыли в Мадрид, они подготовили первую точную секционную схему рельефа Пиренейского полуострова, используя замеры высот, которые они делали по пути своего следования.
Курс на Новый Свет
В Мадриде Гумбольдт и Бонплан встретили Мариано Луиса Уркихо, государственного секретаря Короля Испании, который взял их под свою опеку. Благодаря его посредничеству, они были представлены Королю Карлосу IV и получили официальное разрешение для изучения американских провинций Испанской Империи.
Таким образом, путешественники изменили свои планы по изучению Востока на экспедицию в Новую Испанию (сегодня это Мексика и Центральная Америка), Новую Гранаду (Колумбия и Венесуэла) и Перу.
Гумбольдт оплачивает экспедицию из своего собственного кармана, деньгами, полученными от наследства. И 5 июня 1799 года двое учёных отправляются из Ла Коруньи на корвете «Писарро» с несколькими чемоданами и 42 дорогостоящими научными инструментами.
Корабль, направлявшийся в Венесуэлу, остановился на Тенерифе, где натуралисты поднялись на вершину вулкана Тейде. Здесь ученые, наблюдая смену географических поясов с подъёмом в высоту, сделали одно из своих великих открытий о зависимости зональности природы от рельефа.
Далее, после спокойного пересечения Атлантического океана, 16 июля они причалили в Кумане, у берегов Венесуэлы, где были очарованы тропическим лесом.
В течение первых трёх дней «мы бегали как сумасшедшие, туда сюда, не имея возможности проводить четкие наблюдения, потому что, когда мы брали в руки какой-то странный образец, мы тут-же оставляли его, потому что находили рядом ещё более любопытный», — писал Александр своему брату Вильгельму, известному филологу. Подобно Гёте, Гумбольдт обожал природу и считал, что наука должна служить философии: «Природа для меня — это не только объективные явления, но и зеркало духа человека».
Поднявшись на склоны Авилы в окрестностях Каракаса ученые нашли пещеру Гуахара с большим скоплением костей давно вымерших видов животных. Свою находку ученые отправили в Париж палеонтологу Жоржу Кювье. Кроме того была тщательно исследована вся пещера: её флора и фауна, температурный режим, тем самым было положено начало новой науки — спелеологии.
Гумбольдт и Бонплан отправились вверх по Ориноко до Сан-Фернандо-де-Атабапо, избегая порогов и временами перенося каноэ на спине. После долгих дней похода, измученные голодом, комарами и постоянной бдительностью по отношению к ягуарам, которые таились повсюду, учёным удалось добраться до реки Негро, одного из притоков Амазонки. Они были первыми, кто проплыл по мифологическому Касикиаре, природному каналу протяженностью 300 км, который связывает системы рек Ориноко и Амазонки. На тот момент многие считали этот канал легендой.
По пути в Ангостуру Гумбольдт проводил некоторые опасные эксперименты, такие как ловля электрических угрей для изучения электричества, производимого этими рыбами. Индейцы на лошадях заходили в воду и ловили их гарпунами, когда угри уже разряжали своё электричество в четвероногих. Однажды, Гумбольдт неожиданно поставил свои ноги на угря, только что вытащенного из воды. «В течение всего дня у меня были сильные боли в коленях и почти в каждом суставе», — писал он в своем дневнике.
В одной индейской деревне Гумбольдт даже ради эксперимента попробовал кураре, яд, используемый индейцами для охоты. «Горький» — писал он позже.
Через весь континент
Обратный путь к побережью Карибского моря оказался намного труднее. Молодые ученые в сезон дождей 4 месяца пробирались сквозь джунгли, таща за собой ящики с гербариями и коллекциями горных пород. Их обувь стёрлась до дыр и окончательно развалилась, запасы провизии закончились и им пришлось питаться тем, что они находили вокруг себя: кореньями, маниокой, а иногда и муравьями.
Вернувшись к побережью Карибского моря, Гумбольдт и Бонплан отправили в Испанию ящики с образцами, а сами отплыли на Кубу. Немного исследовав остров, ученые возвращаются на материк в Картахену, нынешнее побережье Колумбии. И далее отправляются в Санта-Фе-де-Богота, чтобы встретиться с испанским ботаником Хосе Селестино Мутисом.
По прибытию в Боготу у Бонплана началась лихорадка и 2 путника вынуждены были отдохнуть в течение 6 недель в доме Мутиса. Этот незапланированный отдых Гумбольдт использовал, по его собственным словам, чтобы «прочитать превосходные книги в доме Мутиса, сделать расчеты по астрономическим наблюдениям, нарисовать линии меридианов, определить магнитное отклонение, изучить ихтиологию и охватить ряд других вещей, о которых думать ранее не было времени».
Далее начался один из самых длительных и трудных этапов экспедиции. Исследователи отправились в Лиму, но не по морю, что было самым простым решением, а через континент по неисследованным местам Южной Америки и через Кордильеры. Этот переход длился 18 месяцев.
Сначала ученые 2 месяца поднимались вверх по бурной горной реке Магдалена, постоянно делая астрономические замеры и нанося её на карту. Затем путешественники пересекли Кордильеру Реал, чтобы добраться до Кито в Эквадоре. В этом походе они поднялись на вулкан Пичинча и попытались покорить Чимборасо, который с его 6 310 метрами высоты считался в тот период самой высокой горой в мире. Но исследователям пришлось остановиться на высоте 5 610 метров. На тот момент это был мировой рекорд по высоте в покорении горных вершин.
Во время этого восхождения Гумбольдт наблюдал градацию температуры и стратификацию растительности по склону, что заложило основы современной биогеографии.
В Кито Гумбольдт и его сотоварищ на некоторое время решили задержаться и погрузились в изучение памятников империи инков. Ученым удалось прочитать древние рукописи, которые они обнаружили у одного индейского вождя и сделали выводы, что некогда в Южной Америке существовал более высокий уровень цивилизации, нежели тот, который здесь застали испанцы при открытии этих земель.
В Перу Гумбольдт изучил применение птичьего помета, гуано, в качестве удобрения. А в течение путешествия на корабле в Мексику, учёный измерял температуру воды холодного течения, протекающего вдоль перуанского побережья, которое сейчас носит его имя. Сам факт существования холодных вод в тропических широтах навел его на мысль, что климат на Земле зависит не только от географической широты, но и от влияния океанов и материков, теплых и холодных течений, рельефа и высот. Гумбольдт пришел к выводу о роли атмосферной циркуляции в формировании климата.
Гумбольдт и Бонплан посетили Мексику в 1803 году, чтобы затем снова отправиться на Кубу, а оттуда в Соединенные Штаты, где они остановились в Белом Доме в качестве почетных гостей президента Томаса Джефферсона, большого любителя естественных наук.
Спустя 5 лет и преодолев более 10 тыс км, великая поисковая экспедиция Гумбольдта и Бонплана закончилась в 1804 году с их возвращением в Париж, где ученые получили восторженный прием. Они изучили и задокументировали латиноамериканскую фауну, флору, географию и этнографию в самой амбициозной научной экспедиции когда-либо проводившейся.
Работа всей жизни
Между 1804 и 1827 годами Гумбольдт жил в Париже и систематизировал весь собранный материал во время экспедиции, опубликовал свой труд в 33 томах «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799—1804 годах».
Бонплан вернулся в Америку, где он женился. А Александр Гумбольдт, поглощенный своей работой, так никогда и не женился. Некоторые источники утверждают, что он был гомосексуалистом, что подтверждалось его тесной дружбой с Карлосом де Монтуфаром, героем войны за независимость Эквадора, который сопровождал их в поездке из Кито в Париж.
В 1827 году Гумбольдт перебирается в Берлин, чтобы работать на короля Пруссии и начинает писать свою самую амбициозную работу «Космос», сборник всех известных в то время естественных наук. Несколько миссий во Францию и работа в суде короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV помешали ему завершить эту работу.
Когда Александр фон Гумбольдт умер в 1859 году в возрасте 89 лет, было опубликовано только 5 книг, которые должны были составить обширную коллекцию «Космоса». Его самая ожидаемая работа была, таким образом, неокончена.
После смерти учёного никто не пытался охватить все области естествознания, наука становится узкоспециализированной. Именно поэтому Гумбольдта называют последним универсальным учёным.