История основания Буэнос-Айреса, Аргентина
2 февраля 1536 года на берегах реки Рио-де-ла-Плата высадилась экспедиция Педро де Мендоса в составе 1 500 человек и был основан Порт Девы Марии Добрых Ветров, что по испански звучит как Пуэрто-де-Нуэстра-Сеньора Санта-Мария-дель-Буэн-Айре.
Вот что повествуют летописцы того времени об основании Буэнос-Айреса
Для того чтобы отправиться к берегам Нового Света, Педро де Мендоса (1499–1537) должен был убедить своих влиятельных лиц субсидировать эту экспедицию, которая стала путешествием всей его жизни. У него были для этого хорошие связи: он был сыном семьи из кастильской аристократии, родственником жены секретаря императора, кроме того в очень молодом возрасте он поступил на службу при дворе короля Карлоса V Испании и был дворянином Палаты Императора, а также рыцарем ордена Сантьяго. Вместе с Карлосом V он участвовал в итальянской войне против французов, и позднее против Папской области под командованием Папы Климента VII, а также участвовал в разграблении города Рима, получив от этого мероприятия хорошие профиты.
История гласит, что дон Педро де Мендоса в свои 34 года, 22 августа 1534 года был назначен Первым Аделантадо Рио-де-ла-Плата указом короля, подписанным Франсиско де лос Кобос, секретарем упомянутого императора и мужем г-жи Марии Уртадо де Мендоса-и-Сармьенто, ключевой родственницы нашего героя. Документ поручал ему «завоевать и заселить земли и провинции на реке Солис, которые они называют Ла-Плата».
Экспедиция колонизаторов состояла из 14 кораблей, на которых прибыло более 1 500 членов экипажа, а также 100 лошадей андалузских кровей, которые в тот период считались лучшими в мире. На берег Нового Света сошел табун только из 72 голов.
Под командованием уроженца Гранады, одного из четырех королевств Андалусии того времени, флот Педро Мендосы достиг берегов Рио-де-ла-Плата во время религиозного праздника Богоявления 2 февраля 1536 года (некоторые историки отмечают, что это был следующий день) и высадился на южном берегу, основав «Пуэрто-де-Нуэстра-Сеньора Санта-Мария-дель-Буэн-Айре». Среди путешественников был и баварец Ульрих Шмидль, единственный летописец экспедиции: «Там мы построили город под названием Бонас-Айерс (Буэнос-Айрес)».
Хроники аргентинской Пампы
Вот что писал в своих хрониках Ульрих Шмидт: «На этой земле мы нашли город, где жила индейская община под названием Карендиес (Керандис), насчитывавшая около 2000 мужчин со своими женами и детьми, и одежда их прикрывала от пупка до колен. Нам принесли еду, мясо и рыбу. Эти Карендиес не имеют своих жилищ, а слоняются по земле, как цыгане в нашей стране; и когда они отправляются в путь летом, они обычно преодолевают более 30 миль по суше, не находя ни капли воды для питья. Если им удается поохотиться на оленей или другую дичь, то они пьют кровь. Иногда они находят корень, который называют кардес и едят его от жажды, так как он очень сочный. Понятно, что пить кровь принято только тогда, когда не хватает воды или того, что ее заменяет; иначе в противном случае, им пришлось бы умереть от жажды».
«Эти каренди приносили в наш лагерь и делились с нами своей добычей: рыбой и мясом в течение 14 дней. В этот период не было ни одного дня, чтобы они не пришли и не принесли нам еды.
Затем наш генерал дон Педро Мендоса послал начальника нашего поселения по имени Иоганн Пабон, и он с двумя всадниками приблизился к поселению индейцев Карендиес, которые находились в 4 милях от нашего лагеря. И когда они прибыли туда, где находились индейцы (с не очень хорошими намерениями) случилось так, что трое из них получили по полной и вынуждены были немедленно вернуться в наш лагерь».
«Педро Мендоса, наш капитан, после того, как он узнал об этом от алькальде (который для этой цели создал известный переполох в нашем лагере), послал своего брата Диего Мендоса с 300 ланскенетами и 30 хорошо экипированными всадниками: я отправился с ними. Генерал дал нам очень строгий приказ взять в плен или убить всех этих индейцев карендиес и захватить их поселение. Но когда мы подошли к ним, там уже было около 4000 человек, они уже попросили о помощи и собрали своих друзей».
14 дней войны и мира
В ходе противостояния, в местности, которая стала известна как Ла-Матанса, испанцы узнали о болеадорах и превосходной технике жителей пампасов сбивать животных с помощью этого простого и точного инструмента.
«Они используют каменные шары, прикрепленные к длинной веревке размером со свинцовые пули, которые мы используем в Германии. Этими шарами они опутывают ноги лошади или оленя, когда бегут за ними и заставляют ее упасть. Этими же шарами они убили и нашего капитана и господ. Всё это я видел собственными глазами, как они наших пеших опрокидывали этим бесхитростным инструментом». — пишет в своих хрониках Ульрих Шмидт.
Тем не менее благодаря пороху и аркебузам колонизаторы взяли верх над индейцами. Но они страдали от жары (экспедиция прибыла в самый жаркий месяц этой местности), комаров и заболоченных мест. А так же от отсутствия еды, которую до этой стычки им приносили индейцы. Более того у испанцев не было навыков добычи еды в Пампасах. Они многократно отправляли своих людей в поисках еды, но безрезультатно.
Ульрико подробно описывает, как колонизационная экспедиция превратилась в драматическую историю: «Так случилось, что нужда дошла до такой степени, что из-за голода не осталось больше ни крыс, ни мышей, ни змей, ни паразитов, которые могли бы восполнить нашу великую нужду и беспрецедентное страдание. Мы даже дошли до того, что съели обувь и кожу каждого члена экспедиции».
Голод, осада и первый пожар в Буэнос-Айресе
Есть лошадей строго запрещалось. Но произошел акт неповиновения. Трое испанцев украли и зарезали лошадь, чтобы прокормить себя. Преступление быстро было обнаружено и им предъявили обвинение, приговорив к повешению, чтобы смерть вызвала больше страха и уважения к законам. Однако эта стратегия оказалась не очень эффективной, и голод стал более острым. В ту же ночь другие испанцы подошли к троим, висевшим на виселице, отрезали им бедра и другие куски мяса и отнесли их в свои дома, чтобы утолить голод. Также был зафиксирован случай, когда испанец съел брата, погибшего в городе Буэнос-Айерс.
Кошмар только начинался. Все они пробыли вместе месяц, «переживая большие лишения», как описал Ульрих Шмидт, и сопротивляясь осаде индейцев, которые объединились для изгнания захватчиков.
Вот как об этом пишет Ульрих: «В это время индейцы силой и огромной мощью атаковали нас и наш город Буэнос-Айерс. Численность их войск доходила до 23 000 человек. Это были представители 4-х коренных народов: Каренди, Баренис Зечуруас и Зеченайс Диембус (чанас тимбус). (…) Они напали на нас. Одни пытались взять город штурмом, а другие начали пускать горящие стрелы в наши дома, крыши которых были соломенными (за исключением дома нашего генерал-капитана, у которого была черепичная крыша). И таким образом они сожгли наши дома и город дотла. Их стрелы сделаны из тростника и несли на наконечниках огонь. У них также есть специальная палка, из которой они их запускают. Эти стрелы после себя оставляют лишь пепелище. Они нас ими поджигали, так как дома были из соломы».
Ущерб от набегов местных племён не ограничивался только самим городом Буэнос Айрес. Пылающие стрелы также сожгли и 4 больших корабля, стоявших на якоре в водах Рио-де-ла-Плата. Им досталось за то, что с них были произведены артиллерийские выстрелы в ряды нападавших, пытаясь сдержать их атаку. Пожар в Буэнос Айресе произошел 24 июня 1536 года во время религиозного праздника Святого Иоанна Крестителя.
Нескольким испанцам удалось спастись от резни тем же маршрутом, которым они прибыли: через воду. Среди них был и Педро де Мендоса, который отправился в обратный путь на родину будучи сильно больным. В Испанию он так и не вернулся. Он умер во время плавания и был погребен в морской пучине Атлантического океана 23 июня 1537 года.
Основанная же им крепость Буэнос Айрес ещё просуществовала некоторое время до 1541 года. Именно просуществовала, ибо назвать жизнью жалкое существование в голоде и постоянной нужде нескольких поселенцев было невозможно.
Где первый раз был основан Буэнос Айрес сказать с точностью очень трудно. Предположительно на том месте, где сейчас в аргентинской столице находится Парк Лесама, в котором и стоит памятник Педро Мендосе. От основанной им крепости не осталось и следа. Но когда в эти места почти через 40 лет прибыла экспедиция Хуана Гарая, чтобы вновь основать город-порт Буэнос Айрес, они нашли богатый подарок оставленный им предшественниками. Согласно архивам того времени от первой экспедиции на полях Пампасов остались пастись 7 жеребцов и 5 кобыл, которые за 40 лет размножились в более чем благоприятной для лошадей среде и дали большое потомство.
В 1580 году Хуан Гарай повторно основывает город Буэнос Айрес. Но это уже будет другая история
Ваш индивидуальный гид в Буэнос Айресе
Елена Вивас Гарсия