Васко Нуньес де Бальбоа — первооткрыватель Тихого океана
«Немного дальше, за теми горами, зелёными и тенистыми холмами, которые спускаются к берегу, можно различить бескрайнюю блестящую поверхность с металлическим отблеском: море, новое море, легендарное море, которое так безуспешно искал Колумб и другие мореплаватели в течение многих и многих лет и воды которого омывают побережье Америки, Китая и Индии! И Васко Нуньес де Бальбоа созерцает его восторженно и потрясенный, полный гордости и удовлетворения, осознавая славу, которую он только что достиг. Потому что его глаза — это глаза первого европейца, который обнаружил бесконечную синеву этого моря… В течение долгого времени, неподвижно, Бальбоа смотрит на эту бесконечность…» — так описывает это событие Стефан Цвейг в своих «Звёздных Моментах человечества».
Испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа был первым европейцем, который после пересечения Атлантического океана и непроходимых джунглей на территории нынешней Панамы, увидел Тихий океан с вершины горного массива. Это великое событие случилось 25 сентября 1513 года благодаря советам местных индейских сопровождающих.
Васко Нуньес де Бальбоа родился в Экстремадуре, но семья его была из Леона. В детстве он служил мальчиком-пажем у сеньора Могер, который проживал в Палос-де-ла-Фронтера, в портовом городе, откуда уходили каравеллы в Новый Свет в поисках удачи. Поэтому не удивительно, что в возрасте 25 лет Нуньес де Бальбоа попадает в экспедицию Родриго де Бастидас, первооткрывателя Панамы. В этом путешествии, которое из порта Кадис доставит его к новым землям, он познакомится с прославленным Хуаном де ла Коса, хозяином каравеллы Санта Мария первой экспедиции Христофора Колумба и автором первой карты мира.
В этом своем первом американском опыте Нуньес де Бальбоа будет исследовать Атлантическое побережье Панамы, Колумбии и Карибского моря. Из-за нехватки средств и продовольствия через год экспедиция была прекращена и в 1502 году Бальбоа высаживается на острове Эспаньола. К этому моменту Америка уже стала частью Нуньеса Бальбоа и он был обречен на новые удачи.
Но наш герой долго не продержался на Ла-Эспаньоле, нынешняя Республика Доминикана.
Преследуемый долгами, он тайно проникает на корабль экспедиции Мартина Фернандес Энсисо, которая отправляется в Сан-Себастьян-де-Ураба (ныне приграничные территории между Панамой и Колумбией) с целью помочь испанскому губернатору. Вскоре «заяц» на шхуне был обнаружен и его призвали в помощники капитана, как знающего эти берега. Харизма Нуньеса сделала всё остальное.
Бартоломе Уртадо уже в тот период писал о нём: «Этот парень, которого зовут Васко Нуньес де Бальбоа, известен также под именем Фехтовальщик, потому что он знает как обращаться с мечом как никто другой… его храбрость сравнима с храбростью его собаки Леонсико. Это животное, которое теперь облизывает его сапоги, способно только со своим хозяином нанести больше хаоса, чем целый полк храбрых солдат». Такова была личность нашего героя, согласно свидетельствам очевидцев.
Основание Санта-Мария-ла-Антигуа
Первой вехой в этом новом приключении стало завоевание и колонизация одного из первых городов на Тьерра-Фирме: основание Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дариен, на территории современной Панамы. Октавио Мендес Перейра, биограф Нуньеса де Бальбоа, так рассказывает о прибытии испанцев в Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дариен: «Плодородные равнины по берегам реки с населением в любопытных хижинах, обилие фруктовых деревьев и кокосовых пальм. Пляж с чистым белым песком спускается по пологим склонам к морю…»
Следуя призыву Девы Марии-ла-Антигуа испанцы продолжили свой путь. Но конкистадорам пришлось столкнуться с племенем регуло Семако, которое ждало, когда «белые» начнут спускаться с высоты.
Это был тревожный момент для испанцев во главе с Энсисо… Он встает на колени, затем и все солдаты также опустились на колени и, поклявшись Деве Марии-ла-Антигуа не отступать не под каким предлогом, продолжили свой путь.
Бой был недолгим, но жестоким и в нём проявил себя Нуньес де Бальбоа. Так эти события описываются панамским писателем: «Бальбоа сражался как Ахилл, с его непобедимой шпагой, нанося противнику один удар за другим и отражая выпады в его сторону, оттесняя врага со склонов вершины, он вдохновлял товарищей своим мужеством и храбростью». Таким воином был Нуньес де Бальбоа. И всегда со своей собакой Леонсико.
Памятник Васко Нуньес де Бальбоа в городе Панама
Как только мёртвые были похоронены, а раненые собраны, победители овладели заброшенным городом. Это был конец 1510 года.
В ту же ночь было решено, что в этой долине, на левом берегу реки Тарена, будет создана колония с именем Санта-Мария-ла-Антигуа. Нуньес де Бальбоа был провозглашен мэром. Оставалось только завоевать предполагаемые сокровища тропической сельвы. Золото! Дворцы!
Завоевание Панамского перешейка
В регионе Верагуас Нуньес де Бальбоа наткнулся на командование хаэнса Диего де Никуеса, основателя поселения Номбре-де-Диос на Атлантическом побережье, который считал нашего героя проходимцем.
Никуес совершил попытку высадиться в Санта-Марии, но потерпел неудачу и больше о нем никто не слышал. Это случилось 1 марта 1511 года. Нуньес де Бальбоа получает должность губернатора Верагуас, одной из 9 нынешних провинций Панамы. Так начались новые приключения для конкистадора из Херес-де-лос-Кабальерос: завоевание Панамского перешейка.
Писатель Менендес Перейра так описывает проход Нуньеса де Бальбоа через Панамский перешеек: «Мы шли изможденные и усталые и тут с неба на нас обрушился настоящий водопад из дождя, ветер начал рвать листья и ломать ветви на деревьях, гром гремел с жалостным эхом, которое сельва повторяла до бесконечности… Но мы должны были двигаться вперёд, всегда продвигаться вперёд, пока не наступила ночь с её ужасами диких зверей, жутким звуком гремучих змей, укусами насекомых и какофонией ревущих обезьян»…
Нуньес Бальбоа подружился с касиком Карэта и вместе с ним пересёк Панамский перешеек. Как и на протяжении всей истории колонизации Америки, испанские завоеватели с одними племенами заводили дружбу, чтобы потом совместными усилиями и при поддержке местных проводников воевать против других племён. Уже к концу 1512 года наш герой имел власть над касиком, а вскоре и вообще обратил его в христианскую веру и окрестил.
Этой компанией испанцы и аборигены решили углубиться на территории касиков Понка и Комагре, где Нуньес впервые услышал отголоски о золотом озере, другом море и другой синеве… Новый вызов был принят.
Готовясь к этой экспедиции достижения золотого моря, Нуньес де Бальбоа снова набирает большой отряд людей и отправляется в новое приключение к Южному морю.
Тысяча индейцев и 190 испанцев вновь пересекают Панамский перешеек, где по пути им пришлось вступить в несколько стычек с местными касиками. Последняя битва произошла с касиком Тореча, который был побеждён и убит в бою, после чего Нуньес присоединил его людей к своему отряду.
Путешествие Васко Нуньес де Бальбоа в 1513 году
«23 сентября 1513 года капитан Бальбоа завладел поселением касика Тореча и в тот же день докладывал, что гора, которая поднималась с западной стороны в этой плодородной долине Куарекуа, является последним барьером, отделяющим его от Южного моря» — гласит биография нашего героя.
Индейская любовь Нуньеса де Бальбоа
Отвлекаясь немного от военных приключений, стоит отметить, что в истории Васко Нуньеса де Бальбоа присутствовала «странная женщина, наделенная исключительной красотой, хитрым умом и утонченным духом». Это была Анаянси, дочь касика Карэта, которая украла сердце Нуньеса, та самая Анаянси, «которая сумела завоевать победителя своего народа».
Именно так Мендес Перейра подчеркивает влияние, которое эта индейская женщина оказала на испанца: «Всякий раз, когда речь шла о защите индийцев, и особенно женщин, Бальбоа всё делал под влиянием Анаянси. Она научила его, что между двумя расами нет принципиальных различий, что различия в обычаях и привычках были влиянием окружающей среды и уровнем цивилизации, а не пороками или врожденной неловкостью».
Встреча с Южным морем
Нуньес Бальбоа начал свой поход на Кордильеру реки Чукунаке 25 сентября 1513 года. По словам индейцев, которые его сопровождали, с её вершины можно было увидеть новое море. «Внезапно, около 10 часов утра, один из индейцев, который служил проводником, повернулся к начальнику и указал пальцем на гребень. Бальбоа приказал остановиться. И затем, в атмосфере тревожного ожидания своих людей, он продолжил в одиночку подниматься к указанной вершине. Вдруг они увидели, как Бальбоа остановился и устремил свой взгляд в пространство, снял шляпу с перьями и опустился на колени. Со слезами радости эти закаленные в боях авантюристы бросились обнимать своего капитана и поклялись следовать за ним до смерти. Отец Андрес произнёс "Te Deum Laudeamus» и голоса солдат, ставшие благородными в унисон с моментом, торжественно разнеслись по склонам в это славное воскресенье. Затем громким, но дрожащим от эмоций, голосом Васко Нуньес де Бальбоа объявил всем ветрам, что завладел этими землями, омываемые Южным морем, во имя суверенной Кастилии. В то время как одни солдаты кричали и благословляли момент, другие срубили огромное дерево, сделали из него крест, высекли на нём имена Католических Королей и установили его развернув перекладинами в сторону двух океанов». Это не были ни дворцы, ни золото, ожидавшие Нуньеса де Бальбоа… это была огромная голубая даль.
Казнь Нуньеса де Бальбоа была результатом его соперничества с Педрариасом Давила.
После этого открытия Нуньес де Бальбоа овладел прилегающими землями и отправлял пятую часть богатств, как это предусмотрено, Испанской Короне на европейские земли. Тем не менее, начнется рождение соперничества: Нуньеса де Бальбоа и губернатора новой провинции Кастилья-де-Оро, Педро Ариас де Авила, известного как Педрариас Давила, который позже будет выделяться своей жаждой крови.
Корона признала заслуги Нуньеса де Бальбоа и присудило ему титул Аделантадо Южного моря. Кроме того, Король рекомендовал Педрариасу уважать и принять во внимание фигуру Нуньеса де Бальбоа.
Нуньес де Бальбоа планировал продолжить свои завоевания побережья Тихого океана с новой позиции в Акла. Это был 1518 год. В это время на этих землях появляется новый персонаж — Франсиско Писарро, который, чтобы завоевать благосклонность Педрариаса, задерживает Нуньеса и предъявляет ему обвинение в узурпации земель Давилы, чтобы управлять землями Южного моря.
15 января 1519 года Васко Нуньес де Бальбоа вместе с 4 его верными людьми будет обезглавлен. Перед казнью по обвинениям в государственной измене против Короны, он произнесёт: «Ложь! Ложь! Я никогда не совершал ничего преступного. Я служил Королю как верный солдат, не задумываясь увеличить свои преимущества».
После его смерти на арене появляется Гаспар де Эспиноса, который изучает Южное море и с плацдарма Педрариаса с Писарро начинает свою экспедицию в Перу.
В 1520 году Фернанд Магелан переименовывает Южное море в Тихий океан, учитывая абсолютное спокойствие вод, которое он увидел.