Индейское племя вайю
В самой северной части границы между Колумбией и Венесуэлой на полуострове Гуахира проживают индейцы вайю, вошедшие в историю Латинской Америки как племена, которые так никогда и не покорились испанцам…
Несмотря на то, что первые контакты с европейскими конкистадорами датируются XVI веком, племена индейцев Венесуэлы и Колумбии вайю смогли отстоять свою независимость. В этом, конечно, заслуга как самих племён, оказавших неистовое сопротивление, так и суровые климатические условия пустыни, служившей убежищем для вайю.
Индейцы вайю на протяжение всего XVIII века неоднократно поднимали восстания против испанских завоевателей. После очередного нападения индейцев на испанское поселение, губернатор Сото де Эррера описал вайю как «варваров и конокрадов, достойных смерти, не знающих Бога, закона и короля». Кстати, индейцы вайю были единственными на территории Колумбии, которые умело пользовались огнестрельным оружием и оседлали лошадей.
Также в истории описывается ещё один показательный случай, характеризующий отчаянную борьбу этого народа за свою свободу. В ходе очередной стычки с индейцами испанцы взяли в плен 22 вайю, чтобы эксплуатировать их в качестве рабов на возведении фортификационных укреплений Картахены. В ответ на это индейцы сожгли целое испанское поселение, разрушили церковь и убили 2-х испанцев, которые в ней прятались и захватили в плен священнослужителя. Произошло это всё в местечке Эль Ринкон рядом с Рио-де-ла-Ача, куда испанцы немедленно отправили свою экспедицию на разборки. Закончилась эта экспедиция тем, что индейцы загнали священника в дом и сожгли его в нем, а также убили 8 испанских солдат и их главаря Хосе Антонио де Сьерра.
Известие об этих событиях 1769 года настолько подняло боевой дух индейцев, что поднялась большая волна восстаний, в которых участвовало около 20 000 вооруженных индейцев. Своё огнестрельное оружие они покупали у голландских и английских контрабандистов, а также у самих испанцев. Индейцы вайю контролировали свои территории, угнали у испанцев много скота, убивали и брали в плен конкистадоров. Со временем испанцам удалось подавить это восстание, но они так и не сумели взять контроль над территориями коренного народа пустыни Гуахиры.
В течение XIX века правительства обеих республик строили планы по покорению индейцев вайю. Данные статистики XIX века по численности племён вайю немного разнятся. Цифры колеблются от 18 000 до 150 000 человек, в зависимости от источников. Достаточно большой процент индейцев вайю были очень свирепыми воинами, вооруженными копьями и их очень трудно было завоевать. Первые кампании правительства уже независимой Венесуэлы начались в 1830 году: строили оборонительные укрепления, рыли траншеи, тем самым каждый раз продвигая линию границы дальше на север. И только в 1893 году племена индейцев вайю были подчинены правительству Венесуэлы. Тоже самое параллельно происходило и на территории Колумбии.
Такое вмешательство в жизнь индейцев со стороны государства повлекло за собой резкое сокращение сельскохозяйственных и охотничьих угодий. Вайю это компенсировали разведением коз и отчасти крупного рогатого скота. Также частые конфликты между индейцами и государством возникали из-за контроля последними ловли жемчуга, что на протяжении многих веков было немаловажной составляющей экономики племён, живших на побережье и островах Карибского моря.
Пройдя весь этот сложный период притеснений, сегодня индейцы племён вайю имеют большую автономию и свои права на собственных землях в Венесуэле и Колумбии.
Немного фактов о племени вайю и о его доколумбовой истории
Сегодня численность индейцев вайю, или гуахиро, составляет примерно 685 тысяч человек, 415 тысяч из них проживают на территории Венесуэлы, остальные в Колумбии. Несмотря на свою многочисленность, они занимают достаточно небольшую площадь порядка 27 тысяч км2. Это территория с суровым климатом: ксерофильная саванна на юге и западе и засушливая степь на севере и востоке. Осадков здесь выпадает очень мало, в основном в сезон Хуяпу (с сентября по декабрь), который сменяется долгим сухим сезоном Хемиаль, длящимся до конца апреля. Затем следует второй непродолжительный сезон дождей - Ива, чтобы в мае уступить своё место следующему продолжительному засушливому сезону с мая по сентябрь.
Вайю являются самыми многочисленными коренными народами (индейцами) Венесуэлы и Колумбии: 11% всего населения штата Сулия в Венесуэле и 45% департамента Ла Гуахира в Колумбии. Если говорить об абсолютных цифрах, то согласно переписи населения Колумбии 2005 года, в этой стране сегодня проживает 270 413 представителей народа вайю и это 20% всего коренного народа Колумбии. В Венесуэле по данным переписи населения 2011 года проживает 415 498 индейцев вайю.
Представители индейцев вайю говорят на своем традиционном языке вайюунаики и 32% из них знают испанский. 66% вайю не имеют никакого образования. Социальная организация племён характеризуется наличием кланов.
Вайю являются представителями народов араваков, которые во времена больших миграционных течений перемещались по Амазонии вплоть до Антильских островов, куда они прибыли в 150 году до нашей эры. Согласно обычаям предков, они занимались охотой, рыболовством и собирательством, а также земледелием, где это позволял климат. Жилища строили общинные, в форме малока.
Жители этих племен имели очень своеобразные названия. Вот некоторые из них:
- Арамайпуро - принадлежали к племени маричес;
- Чакумбеле - племя Берриз;
- Конопайма - карибские племена;
- Симарай - куманаготы;
- Таманако - племена маричес и кирикирес;
- Яракуй - племена гуадабакоа;
- И самые известные это Касике Гуайкайпуро: Каракас и Текес.
Основным занятием индейцев вайю в Венесуэле и Колумбии сегодня является разведение коров и коз. Каждый клан имеет клеймо, чтобы метить им своё поголовье. В последние годы из-за эпидемий здесь практически перестали разводить лошадей, ослов и мулов. И люди, оставшиеся без своих хозяйств, начали заниматься контрабандой бензина между Венесуэлой и Колумбией. Такой нелегальный бизнес позволяет жить безбедно целым кланам.
В былые времена крупный рогатый скот являлся основой богатства и показателем престижа и достатка семьи племени вайю. Скот использовался не только в коммерческих целях. Он служил выкупом за невесту, им возмещали нанесенные убытки или откупались за преступление (хотя это и не было закреплено юрисдикцией), при помощи скота разрешались различные конфликты. Кроме того пастухи связывали свой скот с ритуалами, которые ознаменовывали жизненный цикл.
Там где была возможность индейцы всегда разводили свои огороды апайн на которых выращивали кукурузу, фасоль, маниоку, огурцы, тыкву, дыню, арбуз. Такой набор продуктов ограничивался климатическими условиями.
Кроме сельского хозяйства представители племени вайю также заняты в рыболовстве, торговле, производстве традиционного текстиля и керамики. Работают наемными работниками на фазендах, угольных шахтах Эль Серрехон и Эль Гуасаре, на заготовках редких видов растений, таких как цезальпиния дубильная, кислота которой использовалась европейцами в кожевенной промышленности. Это традиционная культура вайю, в честь которой устраивают ежегодные праздники в середине августа. Под контролем индейцев вайю находятся некоторые нефтедобывающие кооперативы, а также многие работают в секторе услуг.
В местечке Манауре вайю добывали морскую соль ещё до прихода европейцев. Затем эти разработки сначала перешли к Испанской Короне, в последствии к правительству Колумбии. Но работать на них продолжали коренные народы. А некоторые вайю продолжали сами добывать соль кустарным способом. В результате длительной борьбы, в 2005 году соляные разработки полностью переходят в руки индейцев. Но в последние годы по решению некоторых политиков часть опять вернулась в руки государства. В общем, нескончаемая борьба за владение природными богатствами.
Общество племён вайю имеет клановую организацию. Здесь существует своя собственная система правосудия, где главы кланов разрешают все внутренние и внешние конфликты. Кровная семейственность поддерживается по материнской линии. Власть осуществляется мужчинами (чаще это дядя) по материнской линии. Родственники мужа признаются союзниками племени и работают вместе.
Сегодня существует около 30 кланов, среди которых Улевана, Эпиею, Уриана, Ипуана, Пушайна, Эпинаю, Хасаю, Арпушана, Харарию, Воурию, Урарию, Сапуана, Хинну, Сихона, Паусаю, Учаярью, Урийю, Варпушана, Ворворию, Пипишана и Токтоую. Самыми большими кланами являются Эпию, Уриана и Ипуаны.
У мужчины может быть несколько женщин. Перед свадьбой жених является в дом невесты, где на семейном совете апаха ему назначают выкуп: количество скота и драгоценностей, которые он должен принести в дар. Женщины остаются дома и являются символом уважения и единства. Они живут в ранчериях, небольших коммунах отдаленных друг от друга, образованных группами родственников, близких к клану. Выпас является самым важным видом деятельности, а количество козлов, крупного рогатого скота, лошадей и мулов — символ богатства и власти. Производство традиционного текстиля совмещается с другими повседневными делами, в свободное время и когда принимают гостей или путешествуют.
Наибольшим уважением в каждой общине пользуется пиачи, человек имеющий духовную власть и обладающий сверх способностями. Другими словами — местный шаман. Во время транса и во сне он устанавливает связь с высшей защитной силой Сеюу, который призван исцелять.
Духи общаются с живыми во время снов. Малейеа — творец, Пулови — первая женщина, Хуйа — дух дождя; Шансета, Акаракуй и Кееррария — духи особых мест; Йоруха — блуждающие духи мертвых. Индейцы вайю считают, что после смерти они отправляются в Хепира, на Мыс Вела, место счастья, где они отдыхают до того момента, пока их прах не эксгумируют и перенесут на то место, где дух умершего начнет свою дорогу к вечности.
Знания и навыки, сохраненные в памяти народа вайю, передавались из одного поколения в другое. И сегодня руками женщин племени вайю они воплощаются в многочисленные предметы из ткани исключительной красоты и функциональности, в разных техниках, формах и цветах. Раньше индейцы вайю использовали только натуральные материалы и красители, которые они находили в окружающей их природе и также сами производили пряжу. Но современная цивилизация добралась и сюда. И сегодня при производстве традиционного текстиля используют в основном хлопковые нити, окрашенные яркими акриловыми красителями.
Повседневная жизнь индейцев, праздники и ритуалы немыслимы без традиционной музыки. Работы по выпасу скота также сопровождаются музыкой, которую воссоздают с помощью канутильяс. Это свистулька или рожок, который делают из подручного материала такого как сухой лимон.
Традиционные танцы вайю — йокна или йонна (известные также как чича майя). Танцуют их в основном во время празднеств знаменующих взросление и половое созревание девушек племени. Основные музыкальные инструменты: свистульки, флейты и барабаны.
Ближе познакомиться с бытом и ремеслом индейцев племени вайю вы сможете, заказав свой лучший Тур в Венесуэлу!